ЭЛЕКТРОННЫЙ ОФИС
              НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА
              ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ

 ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Совместно с профессиональными специализированными организациями Фонд организует квалифицированные пакетные работы в области внедрения новых технологий энерго- ресурсосбережения с привлечением внешних инвестиционных финансовых ресурсов в направлениях:

- типовые программы энергосбережения; инвестиционные программы ТСЖ; инвестиционные программы ЖКХ; инвестиционные программы энергетики; инвестиционные программы теплоснабжения; региональные программы энергосбережения; экспертизы инвестиционных программ.

Инвестиционные программы предприятий ЖКХ

Инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры представляет собой программу финансирования строительства , модернизации системы коммунальной инфраструктуры города. Разработка инвестиционной программы предприятия ЖКХ включает следующие этапы:

1. Анализ действующей системы предоставления коммунальных услуг и проблем организации:

- исследование первичных документов; анализ состояния коммунальной инфраструктуры: состав, структура, степень износа, срок годности; тарифы ЖКХ: исследование данных по структуре действующего на территории муниципального образования тарифа.

2. Разработка целей и индикаторов инвестиционной программ:

- цели и задачи инвестиционной программы ЖКХ; показатели (индикаторы), характеризующие эффективность эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры, а также инвестиционную привлекательность организации коммунального комплекса.

3. Разработка мероприятий по развитию и безопасной эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры.

4. Расчет финансовых потребностей реализации инвестиционной программы:

- определение оптимальной схемы финансирования инвестиций в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры; оценка экономической выгоды привлечения средств из разных источников; расчет затрат по привлечению кредита и лизинга (оценка стоимости привлеченного капитала).

5. Тарифы ЖКХ: подготовка проекта тарифов и надбавок:

- расчет тарифов организации коммунального комплекса в соответствии со сроком окупаемости инвестиционной программы; расчет надбавок к тарифам на коммунальные услуги; оценка доступности предложенных величин тарифов и надбавок для потребителей.

6. Расчет социально-экономического эффекта реализации инвестиционной программы.

7. Источники финансирования инвестиционных программ:

Разработка производственной программы предприятия ЖКХ включает в себя:

1. Сбор и анализ информации для разработки производственной программы

2. Анализ регулирующих документов

3. Анализ состояния коммунальной инфраструктуры: состав, степень износа

4. Анализ динамики основных производственных показателей за последние три года

5. Рекомендации по подготовке плана мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия коммунального комплекса

6. Формирование сметы затрат включающее в себя:

6.1. нормирование и расчет расходов на покупную энергию

6.2. нормирование и расчет расходов на материалы

6.3. нормирование и расчет расходов на оплату труда

6.4. нормирование и расчет амортизационных отчислений

6.5. нормирование и расчет расходов на содержание оборудования и проведение ремонтов

6.6. нормирование и расчет накладных расходов

6.7 расчет необходимой прибыли

7. Обоснование потребности в финансовых средствах и расчетной величины тарифов

Основные составляющие разработки производственных программ организациями коммунального комплекса:

1. Обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества услуг, оказываемых организацией коммунального комплекса.

Для обоснования прогнозируемого объема рекомендуется использовать фактические данные об объемах оказанных услуг за предыдущий регулируемый период, отраженных по показаниям приборов учета, по фактически заключенным договорам исходя из утвержденных нормативов потребления услуг. На современном этапе реформирования и модернизации коммунальной инфраструктуры можно отметить две острые проблемы: низкий охват приборами учета потребления коммунальных услуг и устаревшие нормативы потребления услуг, применяемые в муниципальных образованиях. Существуют муниципальные образования, где нормативы потребления услуг не пересматривались в течение 10 лет.

Необходимым при разработке производственных программ организации является определение объемов воды, стоков, тепла используемых на собственные нужды, а также объемы потерь. Объемы потерь могут определяться на основании утвержденных органом регулирования нормативов. Как правило, уровень потерь в сетях учитывается в пределах 10%. При отсутствии нормативов, организация коммунального комплекса производит расчеты потерь самостоятельно в соответствии с Инструкцией по оценке и нормированию неучтенных расходов воды в системах коммунального водоснабжения, утвержденной Постановлением Госстроя России от 31.03.2000 №23. С целью обоснования объемов потребления услуг на собственные нужды и объемов потерь целесообразно предоставлять фактические данные по объемам за предыдущие отчетные периоды.

2. План мероприятий по повышению эффективности деятельности - Проект программы производственного развития организации.

Данный проект программы содержит перечень планируемых мероприятий, объем инвестиций, источники финансирования планируемых мероприятий. Проект программы производственного развития рекомендуется составлять не менее чем на три года. Поскольку планируемые мероприятия производственного развития, как правило, являются высоко затратными и длительно реализуемыми.

Результаты проведения экспертиз проектов производственной программы организации свидетельствуют, что в большинстве случаев программа производственного развития организации коммунального комплекса и производственная программа составляются на один год. Для разработки проекта программы производственного развития организации коммунального комплекса необходимо оценить состояние объектов коммунальной инфраструктуры с точки зрения изношенности, разработать мероприятия по повышению эффективности эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, подготовить проектно-сметную документацию на проведение капитальных ремонтов, реконструкций, строительство и т.д. Важным является также выбор способа выполнения планируемых мероприятий: хозяйственный или подрядный. При выборе хозяйственного способа необходимо оценить квалификацию и опыт специалистов компании, наличие специализированной техники, осуществить расчеты расходов организации на реализацию мероприятий. В случае выбора подрядного способа необходимо найти подрядчика, произвести заключение договора на осуществление мероприятий с указанием расчетов стоимости. В последующем весь пакет документов представляется в Департамент ЖКХ на утверждение.

3. Расчет финансовых потребностей организации коммунального комплекса на реализацию производственная программа.

Финансовые потребности определяются исходя из затрат на реализацию производственной программы организации и величины необходимой прибыли. В финансовые потребности, связанные с реализацией программы, рекомендуется включать весь комплекс расходов, включая затраты на проектно-изыскательские работы, приобретение материалов и оборудования, строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, регистрацию объектов, аренду земли. Кроме того, нужно учитывать дополнительные налоговые платежи, которые возникнут у организации вследствие реализации мероприятий производственной программы. При определении финансовых потребностей необходимо учитывать прогноз изменения стоимости ресурсов в тот или иной период реализации программы.

При разработке производственных программ организации необходимым является осуществление расчета производственных мощностей организации коммунального комплекса с целью разработки мероприятий по повышению эффективности использования имущества. В последнее время у некоторых организаций коммунального комплекса наблюдается тенденция снижения объемов оказанных коммунальных услуг, и как следствие, снижение использования задействованных производственных мощностей. Таким образом, организации коммунального комплекса осуществляют затраты на техническое обслуживание и содержание производственных мощностей, которые фактически задействованы на 60-70%. Разработка мероприятий по рациональному использованию имущества позволит минимизировать затраты организации коммунального комплекса и увеличить рентабельность деятельности.

Тарифы ЖКХ формируются с учетом затрат по текущей эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры и прогнозируемых объемов оказываемых услуг. 

Подготовленный проект производственной программы организации ЖКХ  подлежит согласованию органами местного самоуправления. На практике представленные проекты производственных программ организации ЖКХ подлежат корректировке по причине выявления органами местного самоуправления неэффективных статей затрат. Как правило, происходит урезание расходов, неподтвержденных документами, расчетами, копиями договоров, счетов-фактур либо по причине выявления ошибок в расчетах.

Типичными ошибками при подготовке и разработке проектов производственных программ организациями коммунального комплекса являются:

1.   При планировании затрат по статье «Амортизация» организации коммунального комплекса продолжают включать в тарифы ЖКХ амортизацию имущества, по которому произошло полное списание первоначальной стоимости. Учет амортизационных отчислений на данное имущество в тарифе является обоснованным только после переоценки стоимости имущества путем проведения мероприятий по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту.

2.   При определении затрат по статье «Оплата труда» организации коммунального комплекса применяют завышенные нормативы численности рабочих, специалистов, служащих и руководителей. Кроме того, в расчетах фонда оплаты труда включаются доплаты работникам за совмещение. В этом случае необходимо представлять обосновывающие расчеты нормативной численности работников.

3.    При определении затрат по статье «Транспортные расходы» организации осуществляют двойной учет данных расходов по статьям «Цеховые расходы» и «Прочие прямые расходы».

4.   При определении затрат по статье «Общеэксплуатационные расходы» организации включают необоснованно расходы на добровольное медицинское страхование, добровольное страхование имущества и т.д. Все расходы на добровольное страхование подлежат исключению из себестоимости услуг и могут быть профинансированы за счет чистой прибыли организации.

5.   В отношении распределения «Цеховые расходы» и «Общеэксплуатационные расходы» в учетных политиках организаций коммунального комплекса не предусмотрен механизм их распределения.

В проектах производственных программ организаций ЖКХ отсутствуют обосновывающие материалы, подтверждающие расчеты тарифы ЖКХ организаций, наблюдаются ошибки при индексации цен фактически заключенных договоров, либо несоответствие сумм, предусмотренных договорами расчетам, представленными организациями. Сложными вопросами по-прежнему остаются:

– обоснование финансовых потребностей для реализации производственной программы организации; определение источников ее финансирования; расчет эффекта от реализации производственной программы организации ЖКХ; соответствие планируемых тарифы ЖКХ  на очередной период уровню доступности услуг для потребителей; соответствие планируемых тарифов на очередной период утвержденным предельным индексам роста.

Утвержденная производственная программа организации  является основанием для установления тарифов на ЖКХ. Процесс разработки производственной программы должен осуществляться на основе принципов системности, целесообразности, обоснованности, достоверности, прозрачности, рациональности использования производственных мощностей, оптимизации затрат организаций коммунального комплекса. Именно такой подход позволит обеспечить более высокий уровень рентабельности эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры.

Создание узлов и систем учёта энергоресурсов

Внедрение автоматизированных систем учёта энергоресурсов — это в первую очередь получение точных данных по энергопотреблению. Кроме того, наличие полной, документированной, дифференцированной по структурным подразделениям и оперативной информации об энергопотреблении — это и расширение поддержки программ энергосбережения за счёт персонализации ответственности за энергопотребление, и механизм оперативного и объективного контроля реализации программ энергосбережения.

Энергосбережение начинается там, где начинается учёт, причем учёт автоматический, как наиболее полный, точный и оперативный, позволяющий управлять потреблением энергоресурсов в диспетчерском режиме, проводить наиболее актуальные энергосберегающие мероприятия, контролировать соблюдение технологической дисциплины.

Внедрение системы коммерческого учёта позволяет снизить затраты на энергоресурсы за счёт:

- точности расчётов с энергоснабжающими организациями и субабонентами (арендаторами);

возможности использования оптимального на данный период времени тарифа и поставщика(тарифы изменяются 1 раз в год и публикуются за 1-3 месяцадо начала действия);

уменьшения заявленной мощности; повышения оперативности обнаружения иустранения отклонений от установленных режимов потребления; оптимизации графиков потребления.

Внедрение систем технического учёта позволяет снизить объём потребления за счёт:

- повышения оперативности управления энергопотреблением; централизованного контроля потребления энергоресурсов; документированного контроля потребления энергоресурсов структурными подразделениями; персонализированного контроля соблюдения технологическойдисциплины и оптимизации режимов работы оборудования; повышения оперативности выявления непроизводственных потерь энергоресурсов в виде протечек, аварийных режимов работы оборудования; повышения оперативности выявления и ликвидации несанкционированных подключений; повышения точности и оперативности сбора данных для внедрения на предприятии энергетического менеджмента (в частности системы нормирования энергопотребления); предоставления руководству объективного инструмента контроля реализации проводимых мероприятий и программ энергосбережения.

Экономический эффект от внедрения автоматизированной системы учёта энергоресурсов зависит от специфики каждого конкретного предприятия или подразделения и, конечно, от тех мер, которые принимаются на основании получаемой информации. Чем выше энергоёмкость производства, тем больше неучтённых потерь, а значит тем ощутимее суммарный эффект от внедрения автоматизированной системы учёта.

 ___________________________________________

Рейтинг@Mail.ru

Инвестиционные энергосберегающие программы ТСЖ

Товарищества собственников жилья и управляющие компании реализуют программу энергосбережения за счет собственных средств. Эта работа подразумевает использование новых технологий и оборудования, позволяющих минимизировать расходы на содержание объекта, но при этом повысить качество его обслуживания. Внедрение энергосберегающих технологий позволяет экономить до 70% денежных средств. Комплекс работ, направленный на повышение энергоэффективности эксплуатации многоквартирных домов включает: техническое обследование зданий, проведение энергетического аудита, составление энергетического паспорта объекта, установку счетчиков тепловой энергии и энергосберегающих ламп, выработку рекомендаций  и утверждение программы энергосбережения в ТСЖ.. 

Для предоставление субсидий на обеспечение установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и (или) холодной воды в многоквартирных домах ТСЖ представляют документы: заявление установленного образца (в двух экземплярах); заверенные заявителем в установленном порядке копии учредительных документов заявителя; заверенную заявителем в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации заявителя; заверенную в установленном порядке копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, подписанную лицом, осуществляющим функции по управлению многоквартирным домом, в которой содержатся решения по следующим вопросам:

- об установке приборов учета; об утверждении сметы расходов на установку приборов учета; о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме обязательства по оплате за установку приборов учета не менее 10 % стоимости работ и приборов учета (для одно-, двух- и трехэтажных многоквартирных домов), 70 % стоимости работ и приборов учета (для четырехэтажных и выше многоквартирных домов), по оплате услуг за сервисное обслуживание приборов учета; об определении юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица, который будет выполнять работы по установке, сервисному обслуживанию приборов учета; о поручении лицу, осуществляющему функции по управлению многоквартирным домом (при непосредственном способе управления - лицу, уполномоченному общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме на совершение соответствующих действий от имени собственников помещений в таком доме), заключить договор на установку приборов учета, договор на сервисное обслуживание приборов учета; о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме обязательства производить расчеты за поставленную ресурсоснабжающими организациями тепловую энергию и холодную воду по показаниям приборов учета с момента ввода в эксплуатацию соответствующего прибора учета и представлять в Управление информацию по потреблению тепловой энергии и холодной воды в сроки, согласованные с Управлением.

Прибор учета коммунальных ресурсов - средство измерения, или счетчик, который определяет объем потребленного ресурса (электроэнергии, воды, отопления, газа). Приборы учета бывают следующих видов:

- коллективный (или общедомовой) прибор учета - счетчик, определяющий количество потребленного ресурса в доме.

- общий (квартирный) прибор учета - счетчик, показывающий какой объем ресурса потребили жители коммунальной квартиры.

- индивидуальный прибор учета" - счетчик, определяющий количество потребленного ресурса в отдельно взятой квартире.

Критерии при выборе прибора учета коммунальных услуг: точность, диапазон измерения; условия монтажа, срок службы; межповерочный интервал; условия эксплуатации прибора и, наконец, стоимость. В настоящее время обязательными требованиями являются: возможность регулирования подачи ресурса, электронной фиксации и передачи данных.

Чтобы установить, например, счетчики воды, первое, что нужно сделать - это написать заявление в управляющую компанию (УК или ТСЖ). Установку должна произвести организация, имеющая допуск в СРО. После разработки проекта и монтажа водосчётчики пломбируются УК с записью последних показаний.

Управляющие компании (ТСЖ, ЖСК) обязаны регулярно, но не реже, чем 1 раз в год, выходить к собственникам жилья с предложениями о проведении мероприятий по энергосбережения. В предложениях должна быть указана стоимость предлагаемых мероприятий, какую выгоду получат собственники (на сколько снизится потребление того или иного ресурса) и срок окупаемости мероприятия. С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачи обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Несоблюдение требований по оснащенности многоквартирных домов приборами учета энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, - от 10 до 15 тысяч рублей; на юрлиц - от 20 до 30 тысяч рублей. Административная ответственность в отношении УК (ТСЖ или ЖСК) распространяется только в том случае, если будет доказано, что за период с 1 января 2010 года по 1 января 2012 года организация, осуществляющая управление домом, не выходила с предложениями о проведении мероприятий по энергосбережению. Если же такие предложения поступали, а собственники жилья отказались их выполнять и не предприняли меры по оснащению дома общедомовыми и индивидуальными приборами учета, то штраф, наложенный на УК (ТСЖ или ЖСК) будет разделен на всех собственников жилья. Собственники жилья, которые в указанный срок (до 1 января 2012 года) не оборудовали свое жилье индивидуальными приборами учета ресурсов, также подвергнутся административной ответственности. Более того, их оплата будет значительно выше, чем у тех жителей, кто своевременно перешел на оплату по фактическому пореблению тепла, воды и т.д.

Управляющая компания обязана выйти с предложением к собственникам жилья и обозначить бюджет, который возможно потратить на установку счетчиков, если таковой имеется. Собственникам необходимо организовать собрание, на котором проголосовать «за» или «против» предложения. Может случиться так, что в доме часть квартир уже оборудована приборами учета за счет личных средств собственников и эти жители будут не согласны, чтобы общие деньги, рассчитанные на текущий ремонт дома, тратились на установку счетчиков соседям. Выгода установки счетчиков будет очевидна только в том случае, когда приборами учета будет оборудован весь дом, каждая квартира.

Установка индивидуальных приборов учета холодной воды необходима для достижения баланса внутридомового потребления и расчета за потребленный ресурс. т.е. максимально возможного совпадения показаний общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов. Появится возможность производить корректировку платы за перерасход ресурсов более объективно, понятно и прозрачно для потребителей, побуждать их к экономному поведению при потреблении. Наличие общедомового прибора позволит определить, какой объем коммунальных ресурсов потребляет дом. Потребитель только по показаниям индивидуального прибора учета холодной воды в перерасчете на ежемесячные платежи может принять для себя решение экономить или переплачивать за тот объем воды, который бесцельно используется в быту. Аналогичная ситуация с индивидуальными приборами учета газа.

Учет энергопотребления - это мера стимулирования потребителей к энергосбережению. В настоящее время для населения установлены различные тарифные сетки. Одноставочный тариф - простой и наиболее распространенный, приборно обеспеченный простыми индукционными счетчиками электроэнергии. Снижение нагрузки в часы максимума никак не отражается на плате за электроэнергию. Тарифы, дифференцированные по зонам суток, имеют две модификации - двухзонную и трехзонную. Для использования таких тарифов должны быть установлены специальные счетчики электроэнергии. Современные приборы позволяют разделить сутки на две или три тарифные зоны - пик (с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 21.00), полупик (с 10.00 до 17.00 и с 21.00 до 23.00) и ночь (с 23.00 до 7.00). В ночные часы электроэнергия обходится в четыре раза дешевле дневной, а в период действия тарифов полупиковой зоны экономия составляет примерно 16%. Расходы на приобретение и установку многотарифного счётчика в среднем окупаются в течение двух лет. Срок службы современных приборов учёта электроэнергии составляет 30 лет.


  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ___________________________________________

Copyright © vsgfond, 2010                                                    vsgfond@yandex.ru

Конструктор сайтов - uCoz